Быков Л. В., Каленицкий А. И., Камкин С. А., Макаров А. П.
Обновление кадастровых планов с применением материалов аэровидеосъемки.
Технология аэровидеосъемки для целей обновления планово-картографического материала разрабатывалась на кафедре высшей геодезии фотограмметрии и геоинформационных систем Омского государственного аграрного университета и в Сибирским региональным центром "ЗЕМЛЯ". Она апробирована при выполнении экспериментальных работ в г. Омске и в Омской области, в Хакасии, в Красноярском крае, в Воронежской области, в Приморском крае, в Ямало-Ненецком национальном округе, в Ханты-Мансийском национальном округе.
Опытно-производственная эксплуатация начата на предприятии "Сибземкадастрсъемка" (г. Омск), в Черноземном институте мониторинга земель и экосистем (г. Воронеж), в земельном комитете Ханты-Мансийского национального округа, в земельном комитете Партизанского района Приморского края, в земельном комитете Калачинского района Омской области.
Суть технологии изложена в работах [1,2]. Накопленный опыт экспериментальных и производственных работ позволяет сделать некоторые выводы и наметить перспективы развития технологии.
Область применения технологии. Наиболее крупный масштаб картографирования, требования которого удается выполнить, составляет 1:2000. Все показатели, которые будут приводиться по ходу изложения, относятся к планам масштаба 1:2000.
Материалы аэровидеосъемки предпочтительнее использовать в целях обновления планов и карт на площади, не превышающей 10 кв. км. Увеличение площади съемки приводит к резкому возрастанию объемов камеральных работ. Создание топографических и тематических карт по материалам аэровидеосъемки менее эффективно, так как требует значительных затрат на привязку снимков.
Материалы аэровидеосъемки предпочтительнее использовать в целях обновления планов и карт на площади, не превышающей 10 кв. км. Увеличение площади съемки приводит к резкому возрастанию объемов камеральных работ. Создание топографических и тематических карт по материалам аэровидеосъемки менее эффективно, так как требует значительных затрат на привязку снимков.
Был разработан так называемый Z-метод, при котором камера покачивается во время съемки в плоскости, перпендикулярной направлению полета, обеспечивая тем самым больший захват территории. Этот метод позволил сократить летно-съемочное время в 3-5 раз, облегчил работу штурмана и пилота при заходе на маршрут. К недостаткам метода относится то, что непривычно высокая частота и периодическое изменение направления съемки быстро утомляют оператора при обработке видеофильма.